Автомобильные, пешеходные, железнодорожные и гидротехнические тоннели относятся к категории сложных конструкций подземного базирования. В частности, развитые системы тоннелей используются в технологиях строительства и эксплуатации метрополитенов.
Наработанные технологии частично или полностью применяются в строительстве подземных торгово-развлекательных комплексов, паркингов, пешеходных переходов и промышленных комплексов подземного базирования.
В типовых решениях, горные подземные сооружения служат для преодоления природных препятствий, автомобильные - для разгрузки магистралей с интенсивным движением автотранспорта, подводные - позволяют экономить средства на отказе от паромных переправ. Современные тоннельные сооружения отвечают всем требованиям эксплуатационной безопасности.
Организация тоннельных конструкций берет начало с древних времён. В Египте и Греции подземные сооружения использовались для снабжения городов питьевой водой и продуктами, для добычи полезных ископаемых, а также для военных целей. Первое упоминание о железнодорожном тоннеле относится к Англии 19-го века. На сегодняшний час успешно эксплуатируются подводные транспортные коммуникации, соединяющие побережья Англии и Франции.
Современные горнопроходческие технологии базируются на прокладке тоннелей открытым и закрытым способом.
1. В первом случае, это относительно недорогие тоннельные проходы неглубокого залегания. Недостатком является необходимость перекладки повреждённого при обустройстве котлована дорожного полотна, а также полное восстановление находящихся под тоннелем нарушенных подземных коммуникаций.
Открытый котлованный способ включает в себя работы по организации котлована по ширине тоннеля, упрочению стен, монтажу специального эксплуатационного оборудования. Сверху котлованная выемка накрывается бетонными плитами, после чего производится грунтовая отсыпка с последующим благоустройством новообразованной территории.
Для организации подземных пешеходных переходов используется технология траншейного типа. Щитовой способ базируется на применении подвижного проходческого комплекса, под прикрытием которого производится выемка грунта и отделка внутренних поверхностей.
Преимущество щитовой проходки в высокой производительности, до 1000 метров за один месяц. Также обеспечивается безопасность проходческих работ в сложных геологических условиях.
2. Закрытый способ предписывает выполнение всего комплекса тоннельных работ под землёй. Преимущества - отсутствие повреждения дорожного полотна и отсутствие помех для перемещения транспорта и пешеходов.
Метод продавливания тоннельного каркаса в грунт менее востребован, чем щитовой, при котором проходка землеройного комплекса совмещается с упрочением и отделкой стен. В горной местности со скальными подземными массивами прокладка производится с помощью взрывных работ.
Виды работ | Плотность | ||||||||||
100 | 150 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 550 | 600 | |
Для дороги и строительных работ | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ||||||
Для автомагистралей | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | |||||||
Для автостоянок | ∨ | ∨ | ∨ | ||||||||
Для автостоянок с тяжелой техникой | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | |||||||
Для аэропортов | ∨ | ∨ | |||||||||
Для железных дорог | ∨ | ∨ | ∨ | ||||||||
Для спортивных площадок | ∨ | ∨ | ∨ | ||||||||
Для фундамента малоэтажных зданий | ∨ | ∨ | ∨ | ||||||||
Для фундамента многоэтажных зданий | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | |||||
Для укрепления склонов | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | |||||||
Для дренажных систем | ∨ | ∨ | ∨ | ||||||||
Для кровли (защита геомембраны, дренаж) | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ||||||
Для сельского хозяйства | ∨ | ∨ | ∨ | ||||||||
Для гидротехнических работ | ∨ | ∨ | ∨ | ||||||||
Для пруда, водоема, бассейна | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | |||||||
Для берега реки и канала | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ||||||
Для водохранилища | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | |||||||
Для полигона ТБО | ∨ | ∨ | ∨ | ||||||||
Для мешков | ∨ | ∨ | |||||||||
Для строительства | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | |||||
На глину | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | |||||||
Под песок и щебень | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ||||||
Для утепления | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ||||
Для грунта | ∨ | ∨ | ∨ | ||||||||
Для ландшафтного дизайна | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ||||||
Под бетон | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ||||||
∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | |||||||
Для трубопроводов | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ |
По ходу прокладки тоннеля, монтируется внутренняя монолитная отделка стен с применением чугуна, железобетона и стальных конструкций. В тоннелях большой протяженности чаще всего используются сборные конструкции.
Внутренняя отделка компенсирует давление горных пород, способствует распределению локальных нагрузок, а гидроизоляционные компоненты внутренней отделки, блокируют образование протечек грунтовых вод.
Битумные и полимерные гидроизоляционные мембраны наиболее эффективно работают в сочетании с геотекстильными материалами. В достоинствах термоскреплённых и иглопробивных модификаций гармоничное сочетание фильтрационных, армирующих и разделительных свойств.
Химически инертные геотекстильные компоненты с разными показателями плотности, способствуют повышению механической прочности и стойкости тоннельной гидроизоляции к разрушающим внешним факторам.
Благодаря избирательности геотекстильных материалов, работоспособность тоннельных дренажных контуров увеличивается с 3-5 до 15 и более лет. Дорнит для тоннелей обеспечивает мембранной гидроизоляции полноценную защиту от мелких повреждений, нивелирует значительный диапазон гидростатических давлений, распределяет по прилегающей территории локальные нагрузки.
Гидроизоляция монтируется после готовности тоннельного свода. В этом варианте геотекстиль Дорнит служит разделительной подложкой между мембраной и скальным основанием. Благодаря свойствам этого материала продлевается эксплуатационный ресурс подземного сооружения, снижаются затраты на его обслуживание, устраняются риски аварийных ситуаций.
До выхода на рынок геотекстильного ассортимента, защита и упрочение тоннельных сооружений производилось с применением дорогостоящих материалов, в том числе чугуна и железобетона, а организация дренажных систем на основе щебня и песка.
Геотекстиль в строительстве тоннелей получил полное признание, поскольку обладает широким перечнем полезных монтажных, эксплуатационных преимуществ, совместимостью с классическими и инновационными технологиями разных уровней сложности.
Практичные и доступные по стоимости геотекстильные материалы предпочтительны и в экономическом плане, поскольку являются полноценной альтернативой более дорогостоящим и затратным в монтаже бетонным и металлическим аналогам.
Все описанные здесь товары Вы можете посмотреть и купить в нашем каталоге.